Выставочная экспозиция расположилась в двух залах Эрмитажа. В первом зале были представлены экспонаты с изображением, Александра Македонского, их набралось немного, в основном это картины, гравюры, барельефы работы 17-18 веков. Во втором зале разместили экспонаты из Греции, Египта, Индии, относящиеся по времени к периоду царствования Великого, но не имеющие к нему прямого отношения.
Что касается произведений искусства первого зала, то, к сожалению, ожидаемого впечатления они не произвели. С одной стороны это связано с тем, что данные в основном картины, сильно искажают историческую достоверность, с другой стороны, авторы, отдавая дань своей эпохе и страны, похоже, пренебрегли обычными логическими умозаключениями. И так, разбираем на конкретных примерах: акварельный рисунок Франческо Солимена «Александр, укрощающий Буцефала», на рисунке Александр изображен в доспехах, шлеме, в общем как настоящий воин, которому ну никак не дашь 10 лет отроду (хотя, не знаю, может быть, Буцефал всю жизнь периодически буйствовал и Александр время от времени его укрощал…)
Далее Антуан Мари Мелотт, и его серия красивых и искусно сделанных барельефов из самшита. Один из них носит название «Пор, покинутый своими войсками» 1770-е г. На данном барельефе я долго искала Пора, пока я его искала меня, смутило изображение нескольких македонцев, убивающих вроде бы греков… Как потом выяснилось, и Пор, и его солдаты у данного автора изображены в греческих доспехах и с эллинскими чертами лица… Другой барельеф того же Мелотта «Выезд в Вавилон». Опять-таки отмечу замечательную красоту данного экспоната. Все бы хорошо, если бы ни одно но: Александр едет в Вавилон в колеснице Дария, запряженной … слоном! Если я не ошибаюсь, в своей колеснице Дарий выезжал на поле битвы, в ней же он спасался от Александра, а представьте себе маневренную боевую колесницу, которую стремительно уносят прочь от Гавгамел слоны. Если даже представить, что для торжественного выезда из колесницы выпрягли лошадей и заложили слона… ну, извините меня не в одну конскую колесницу слон не влезет!
Продолжаем «разбор полетов», несколько картин Каде примерно 1750 г, отмечу только то, что на данных полотнах Александр по габаритам приближается к Данае Рембранта…; Пьетро Антонио Ротарч «АМ и Роксана», АМ у нас здесь темноволосый (хотя возможно холст от времени изменил краски), а Роксана, что ж, Роксана очень даже привлекательная девушка, причем как раз по европейским меркам.
Но «венцом» всей экспозиции для меня явилась картина Иоанна Фельпахера «Апеллеп пишет Кампалу в присутствии АМ». Кто-нибудь видел эту картину? Ни за что не смотрите. Честно сказать, стыд мне и позор, но я не знаю, кто такая Кампола… Однако, для меня и всего остального было больше чем достаточно. Начнем с того, что художник пишет эту весьма увесистую, судя по картине, Камполу на холсте, кажется, масляными красками, в кресле сидит, так называемый АМ, в чем-то напоминающем балахон из красного бархата, у «Александра» характерное пивное брюшко, на вид ему лет сорок; помещение изображенное на картине напоминает мастерскую голландского художника середины 17 века.
В общем если не знать историю и не подходить к произведениям с точки зрения логики, от выставки можно получить определенное удовольствие.
Еще следует отметить, что примерно на 6-7 экспонатах изображен один и тот же сюжет, причем в одинаковой интерпретации: «Александр Македонский и семья Дария», больше всего он мне понравился на огромной шпалере 1661г.
Фотографировать было почти невозможно из-за таинственного полумрака, в который погружен зал.
Еще очень понравились позолоченные часики (см ниже): Александр внимательно читает свиток, их даже более удачно сфотографировать удалось, кстати, на подставке часов также сцена Александр, Гефестион и семья Дария.